Как компьютерная техника "породила" новые зависимости.

Современные условия жизни все больше и больше подкрепляют развитие аддиктивного поведения.

С точки зрения психологии, зависимость или аддикция – это внутреннее состояние человека, проявляющееся в навязчивом стремлении постоянно выполнять определенные действия, которые ведут к дисгармонии личности, болезням и нарушениям здоровья, а также разрушают индивида.

Сегодня важно находить баланс и держать под контролем свои слабости, не позволяя им взять верх над собой. Даже имея чрезмерные пристрастия к чему-либо, можно полноценно жить, заменив вредные привычки на здоровый образ жизни.

Поэтому, наряду со старыми видами химических зависимостей - алкоголизм и наркомания, появляются совершенно новые "техногенные" нехимические зависимости. Вот о них и пойдёт речь .

 Вначале хотелось бы сказать пару слов о техническом пристрастии, которое потихоньку с дальнейшим развитием электроники начинает уходить в прошлое. Хотя до потери его актуальности в нашей жизни ещё далеко.

Зависимость от телевизора.

Известно, что человек в среднем проводит около 3-4 часов в день, сидя перед телевизором, что составляет половину всего времени отдыха. Это означает, что к 65 годам, человек проведет около 9 лет, будучи приклеенным к телевизору. Некоторые любители телевизора могут проводить до 8 часов в день за просмотром телевизора. У людей, страдающих зависимостью от телевизора, наблюдаются такие клинические симптомы как беспомощность в отношении прекращения просмотра телевизора, использование телевизора, чтобы успокоить нервы, и раздражительность, если приходиться прекратить просмотр телевизора.

Во время лабораторных экспериментов ученые изучали реакцию людей на телевизор, следя за мозговыми волнами с помощью электроэнцефалограммы. Участники, которые смотрели телевизор, находились в расслабленном и пассивном состоянии, а ЭЭГ показывало меньшую умственную стимуляцию. Оказалось, что и после прекращения просмотра телевизора, люди оставались расслабленными и безынициативными, так как просмотр телевизора вызвал эффект онемения, схожий с приемом транквилизаторов. Человек фактически отключается от реальной жизни, погружаясь в то, что показывают на экране, что в свою очередь ведете к навязчивому просмотру телевизора.

Реакция детской психики на телевизор имеет свои особенности. По детям хорошо это видно: что бы они не смотрели, даже самые милые обучающие мультики, но после просмотра какое-то время они не хотят ни-че-го, кроме как продолжить смотреть "телек"! 

 

А дальше...

...начало нашего века ознаменовалось не только появлением новых технических средств, но и практически мгновенным проникновением их в жизнь каждого человека.

А также их изменениями. Персональные электронные устройства, получившие название "гаджеты" появились у каждого человека, дав ему возможность постоянного доступа к бесконечному объёму информации из всемирной Компьютерной Сети Интернет.

Вроде бы, это здорово, удобно и полезно!

Но и здесь человеческая натура "нашла себе проблемы"...

Научно-технический прогресс и развитие технологий дали человечеству совершенно новые возможности общения, связи, передачи информации, но вместе с тем и породили новые виды зависимости.

Если вы находитесь в сети в течение многих часов без перерыва, не желая выключать компьютер, если это повторяется изо дня в день, а отключение компьютера вызывает у вас раздражение, то возможно вы страдаете от интернет зависимости.

Человек, страдающий от интернет зависимости, может часами бродить по интернет сайтам, при этом, не занимаясь поиском информации а, просто поглощая все, что попадается ему в интернете.

А эти новые зависимости всё больше и больше стали «поглощать» не только нас, но и наших детей.

Ваш ребёнок, вероятно, слишком много времени проводит в интернете, если:

  • скрывает или врет о том, сколько времени проводит онлайн и играх;
  • замкнут в себе, отчужден от семьи и друзей;
  • не может самостоятельно контролировать время в интернете и играх;
  • теряет друзей, реже общается с приятелями;
  • чаще сталкивается с проблемами в учебе;
  • не может организовать свой день и отдых.

Дети постоянно торчат в гаджетах. Но если компьютерную зависимость ещё хоть как-то можно заметить, то с приходом смартфонов всё стало куда сложнее. Рассказываешь ребенку что-нибудь, он вроде слушает, а на самом деле всё его внимание в телефоне. И ладно бы что полезное читал — так нет же! Ленты соцсетей, игры, видео. В общем, дети ведут себя прямо как многие взрослые.

На самом деле, во все времена у детей голова витала в облаках — собственно, это и есть признак незрелости личности. Просто с приходом гаджетов это стало более заметно. То есть, если раньше ребёнок на уроке глазел в окно и шептался с соседом по парте, то сейчас он лайкает фото в инстраграме и чатится — с этим же соседом.

Что делать? С одной стороны, от смартфонов и соцсетей всё равно никуда не деться - сами всем этим пользуемся, и дети будут. С другой стороны, от мошенников-маньяков- извращенцев в интернете никто не застрахован, и махать рукой на онлайн-жизнь своего ребёнка тоже не хочется. Поэтому вот несколько советов, которые помогут аккуратно ограничить ребёнка в гаджетах:

1. Завтрак, обед, ужин — в оффлайне.

Надо понимать ценность реального общения. А для этого стоит вводить правила семейного этикета и оговаривать моменты, когда вся семья убирает гаджеты и общается друг с другом. И в первую очередь, это совместные приемы пищи.

2. Дела — без фона.

Приучайте ограничивать использование гаджетов во время занятий делами.Использование гаджетов разумно ограничивать не по часам, а на время определённых занятий - когда спишь, ешь или занят делом, добавьте своё. Подскажите, как настроить автоответы типа: «занят, перезвоню позже»

3. Перед сном — книжка вместо гаджета.

Мы уже писали гаджеты перед сном — верный путь к бессоннице и депрессии. Как минимум, из-за голубого свечения экрана и электромагнитного излучения — всё это снижает выработку мелатонина, который и отвечает за спокойный сон.

Для плавного перехода ко сну оптимальный вариант — это книжка. Опять же, правило это — для всей семьи, книжку можно почитать вслух всем вместе.

4. Больше живого общения.

Почему дети вообще уходят в онлайн? Да потому, что там интереснее, чем в обычной жизни. Значит, надо разнообразить их повседневность, чтобы от неё не хотелось сбежать.

Детям нужно живое, неформальное общение со сверстниками. Часто родители, наоборот, стараются заполнить график ребёнка учебой, спортом, разными занятиями, чтобы оставалось меньше времени на компьютер. Но общение на переменах в школе не заменяет совместных игр и прогулок. А на них у детей просто не остается времени — или с друзьями графики не совпадают. И обычное детское пространство для игры и фантазии у них отсутствует.

В общем, не надо ждать ближайшего дня рождения — надо устроить детям вылазку в парк или другое место с друзьями. Сами они не организуются, им проще общаться в соцсетях.

5. Ищите баланс.

Современные мамы и папы часто бросаются из крайности в крайность. С одной стороны, в поликлинике-машине-самолете родители сами подсовывают ребёнку планшет и включают мультики или игрушки ради экономии собственных нервов. Но с другой стороны, получается, что мы сами подсаживаем детей на гаджеты чуть ли не с пеленок. А освободившееся время тратим на что? Правильно, на соцсети.
Не надо относиться к гаджетам как к наркотикам, и пытаться полностью их избегать. Бывают моменты, когда они нужны и упрощают нам жизнь. Нужно просто искать баланс. А чтобы гаджеты не сожрали психику ребёнка, родители должны больше заботиться о том, чтобы дети могли спонтанно общаться между собой и спокойно играть — на улице, во дворе, в гостях, в детских клубах.

6. Наказывать запретом - бессмысленно.

Вы бы явно не стали наказывать ребенка, лишая его общения с друзьями и сверстниками. Для современного подростка в гаджете сосредоточена вся личная жизнь. Наказывать человека её отсутствием? От этого он не начнёт учиться лучше, не перестанет забывать о своих дополнительных занятиях.

7. Надо помочь ему с самоорганизацией - как правильно делать уроки, соблюдать распорядок. Нужно научить ребенка управляться с личным временем, волей и гаджетами. Многие взрослые не умеют это делать, чего же мы хотим от детей?

Поэтому задача нас взрослых - организовать себя!

А тогда уже на личном примере, применив грамотный психологический подход, нужно приступать к организации жизни наших детей.

Как говориться: "Делу - время, а потехе - час!"

И во всём этом могут и готовы Вам помочь специалисты нашего Центра!

Всё это можно получить на дому с помощью наших специалистов.
Нужно просто не постесняться и позвонить. И мы поможем!

099-970-59-30 - МТС
067-959-85-70 - Киевстар
063-360-97-70 - Лайф
057-755-45-79 - Укртелеком